• White Vimeo Icon
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon

© Кинокомпания ЩУКА

0009.png

ДМИТРИЙ ЧЕРКАСОВ. «ДЕЛАЙ СВОЕ ДЕЛО И ЖЕЛАЙ БОЛЬШЕГО» 

Елена Бирхова: - Привет! После пронзительной картины «Долина роз», казалось, что теперь от тебя можно ожидать новую лирическую драму, новую камерную картину с уникальной атмосферой  и недосказанностью. Но ты снял телевизионный фильм «Степные дети», социальную картину, наполненную яркими эмоциями, открыл новых актеров.  Например, Рому Курцына, ведь многие всерьёз признали его, как яркого актера, именно после твоего фильма. Я в финале, едва  не плакала. 
 
Дмитрий Черкасов: - Мне приятно, что у тебя отозвалось. Но после «Степных детей» прошло уже почти семь лет.  В чем твой вопрос?
- Хочу понять режиссера Черкасова, его сильные стороны, какие фильмы можно с полным  правом назвать твоими, а какие лишь ремесленной режиссерской работой? 
 
- Не уверен, что смогу ответить на этот вопрос. Конечно такие работы, как «Долина роз» -  это подарок. Там все шло «от меня». Для зрителя возможно, это не очень хорошо. В основе «Степных детей» - прекрасная история, найденная и написанная Славой Рогожкиным специально для меня. Поэтому, этот мини сериал тоже очень личный. С совершенно другим градусом,  другим посылом. Я сам всегда ощущал себя «степным ребёнком» для которого небо  над головой - это огромный мир, источник жизни и свободы. 
 
 
- Но после «Степных детей», ты снял лишь два больших сериала за шесть лет. 
 
 
- Да, после были сериалы «Городские шпионы» и «Вольная грамота». Это две большие работы.  Я не вполне доволен судьбой «Городских шпионов», в фильме была собрана прекрасная актерская команда, мы снимали его с азартом, честно. И у меня остались от этой работы прекрасные воспоминания. Очень теплые. «Вольную грамоту» я решил снимать после состояния творческого голода, возникла возможность сделать фильм в красивом романтичном жанре, окунуться в прошлую эпоху. 
 
 
- Да, «Вольная грамота» очень напоминает красочную книгу о честной девушке в мире жестоких людей, сказку. Но опять же с яркой сочной атмосферой. И снова первые большие роли новых актеров. Это твой принцип? 
 
 
- Нет, так складывается. Мне интересно работать с актерами, которые исполняют свои первые большие роли. Большая ответственность для меня. И часто, большая радость.

- Скажи, тема поднятая в любимой мною «Долине роз», тема свободы и любви, ты снова, но уже более прямо и однозначно протягиваешь в жанровой мелодраме «Вольная грамота». Я права? 
 
 
- Свобода - это дар. Несвобода, это тяжкая ноша. Но эти понятия лежат не в природе отношений между мужчиной и женщиной. Это внутреннее состояние. Во всех моих историях, и личных и вполне жанровых, так или иначе прослеживается эта тема. В «Вольной грамоте» этот вопрос системообразующий. Крепостное право. Естественно, для этой задачи мне нужны были другие краски, более понятный язык. Могу привести другой пример. Вспомни финал «Степных детей». 
 
 
- Помню, двое парней мчатся по степи на лошадях. 
 
 
- Именно, посыл более чем понятен. Это рождается непроизвольно. 
 
 
- Хорошо. За эти шесть лет ты сделал множество продюсерских проектов. Расскажи об этом. 
 
 
- Мы создали Продюсерскую компанию «Щука» с Сергеем Михайловичем Сельяновым  и Олегом Газе, моим другом, однокурсником с режиссерского факультета. И действительно многое сделали. «Крик Совы», «Семейный альбом», «Однолюбы», «Линия Марты» - много достойных проектов. Живая продюсерская работа, так называемое художественное  креативное руководство - это серьезный труд. Многое осознаёшь с изнанки. Очень полезно.



- Ты доволен тем, что делаешь?  Чего хочешь снимать? 
 
 
- Знаешь, я давно определил для себя свой жизненный принцип «Делай своё дело. И всегда желай большего». Все, что не получается, не доделал, упустил, это ко мне. Только ко мне.  Это не кто-то. Конечно, важна удача. Но решение принимать мне. И отвечать за них.  Я люблю рассказывать истории в центре которых человек. 
 
Иногда, ты останавливаешься и делаешь то, что не можешь не сделать. Так было и с «Долиной роз» и много раз ещё. Например, я сделал большой документальный фильм на авиационную тему («Ту-154. Моя легенда» - прим.ред.). Очень долго им занимался и в итоге фильм нашёл отклик. Его знают и любят в авиационной среде, у меня появилось множество близких людей  в мире авиации. Теперь я готовлю новый документальный фильм «Проблесковые огни»  об истории советской гражданской авиации. Это ещё более объемная работа, уже пятый  год собираю архивные киноматериалы, реставрирую, снимаю интервью. Эта работа  приносит мне радость, я знаю что имею право делать этот фильм, мне есть что сказать. 
 
 
- Да, да. Авиация, это твоя вторая страсть. 
 
 
- После кино? 
 
 
- Разве нет? 
 
- Пожалуй. Никогда не делил эти вещи по рангу. 
 
 
- Есть ещё что-то? 
 
 
- Футбол. Ты не знала? 
 
 
- Знала, знала. Итальянский клуб 
 
 
- Интер. Да, это можно назвать страстью. Очень давней и крепкой. 
 
 
- Предлагаю вернуться к профессии. Как сохранить равновесие в этом непростом деле?  В сложных условиях. В мире, где фильмы и сериалы называют проектами.  Что-то настоящее остаётся? 
 
 
- Настоящим должен быть человек. Жить настоящими чувствами, жить в реальном мире.  А не виртуальном. 
 
 
- Я знаю, что тебя нет в социальных сетях. 
 
 
- Нет. Возможно пока нет. Не это главное. Я счастлив, что могу позволить себе чувствовать жизнь и не быть «рабом лампы». Естественно, я часто пользуюсь интернетом, почтой и т.д.  Но то, что происходит со многими людьми сейчас вызывает сочувствие, людей «засасывает»  в смартфоны, они непрерывно в интернете: за рулем, во время встреч, всегда. Это рабство.  Я им действительно сочувствую, их организм очень зависим. Живое общение им менее интересно, тепло рук, глаза, природа вокруг. Ощущать жизнь - это талант. 
 
 
-Взросление человека влияет на этот талант? 
 
 
- Когда тебе тридцать, ты хочешь ощущать мир без остатка, всем своим естеством.  Спустя 15 лет все больше хочешь понять, как в этом мире жить... Но одно неизменно,  жизнь это свет, самый великий подарок творца. 
 
 
- Что может ещё помешать ощущать жизнь? 
 
 
- Помню, где-то прочёл, что из всех мерзостей в первую очередь нужно гнать от себя зависть.  И с этим я полностью согласен. 

- Дмитрий, в профессиональных кругах тебя считают режиссером-профессионалом.  Тебя это радует или огорчает? 
 
 
- Не знаю. Если в профессиональных кругах, значит определение положительное. Хотя я часто ухожу от оптимальных решений в угоду нелогичной эмоции, состоянию. Я бы не хотел обобщать свою деятельность, мне это неинтересно. Помню в детстве, когда находился в аэропорту  и смотрел через стекло на лётное поле, то самое сильное впечатление было от следующей картины. Огромный пассажирский лайнер мигая яркими огнями двигался по аэродрому за маленькой машинкой с мигалкой и надписью «Следуйте за мной!». Маленькая машинка прокладывала путь огромной красивому лайнеру, потом он отрывался от земли и уходил  в небо. Я думал «как классно тому парню за рулём этой машинки, он прокладывает путь  чему-то большому и очень красивому».  Думаю, ты понимаешь, о чем я. 
 
 
- Конечно. А если серьёзно, как бы ты описал работу режиссёра, с чем это можно сравнить?  Это серьезный вопрос и я очень хочу услышать серьезный ответ. Работа режиссёра в кино,  в любом: телевизионном, большом, авторском. Что это? 
 
 
- В кино нет умного или глупого зрителя, это иллюзия. Ваш зритель бесконечен, у него нет лица, или, если хотите есть тысяча миллионов лиц. Ваш фильм смотрят новые и новые люди, смотрят тогда, когда вы и не подозреваете об этом. И время тут неподвластно. Глаз кинокамеры застанет вас врасплох, не нужно пытаться его перехитрить. В театре вы играет на конкретных людей  в конкретном зале, играете в сотый или тысячный раз и каждый раз вы вправе изменить многое. Кино искусство мгновения, которое обретает вечность и актер должен принимать эту миссию. Напряжение момента и разрядка... Экран должен быть наполнен напряжением, и в этом смысле напряжение актера или его расслабленность доходят до зрителя лишь через одного главного посредника, стрелочника или рулевого - режиссера. Он за все в ответе, он вместе с актерами, камерой, десятками людей его съемочной команды на плечах, увешанный бременем  постоянно меняющихся обстоятельств - как атлант идет к своей цели и несет на себе все...  В моем идеальном представлении это выглядит именно так. 
 
 
- Я жду твоих новых фильмов, тонких, со своим уникальным звучанием. 
 
 
- Спасибо 
 
 
- И в заключении, твоя любимая фраза или цитата. 
 
 
- «Умение прощать, только это и есть в человеке от Бога» 
 
 
- Это?... 
 
 
- Это Ремарк 



Елена Бирхова для инфо-портала «Синематека».
Декабрь, 2019