• White Vimeo Icon
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon

© Кинокомпания ЩУКА

- Вячеслав, у вас в багаже шесть совместных работ с кинокомпанией "Щука". Более того, вы были автором сценария самого первого телефильма кинокомпании "Мой капитан". Оглянувшись назад, можете ли назвать этот период успешным и почему?

Можно и нужно. Считаю, что с «Криком Совы» и «Городскими шпионами» мы вместе взяли большую высоту. «Крик» втиснулся в пятёрку лучших ретро-детективов страны, а «Шпионы», на мой взгляд, лучший сериал в своём жанре. И дело не в наградах и признании зрителей, а в качественно проделанной работе съемочных групп и руководства компании. Чтобы над картиной «сошлись всё звёзды» надо много и упорно работать.

- Ваш давний творческий тандем с Дмитрием Черкасовым как-то повлиял на решение работать с проектами кинокомпании?


Это называется – вопрос в лоб. А как вы думаете? Более того, некоторых сериалов никогда не было бы в моей фильмографии, если бы Дмитрий не руководил этой компанией.


- Какая из ваших совместных работ для Вас особенно дорога?

Не могу выбрать. Как можно выбрать,  кто из собственных детей нравится больше? С каждой из наших картин прожита небольшая, но яркая жизнь. В мемуарах, если до этого дойдёт – будет что написать. Но если поставить к стенке и задать тот же вопрос – отвечу, что «Степные дети».)) Это выдающиеся кино. Жаль, что сериал показали лишь дважды.

- Как зарождается замысел сценария?


Из воздуха, из окружающей среды. Не знаю. Услышал слово – продумал историю, увидел фотографию – дошёл до стола, а в голове уже сценарий на восемь серий. Так было с «Криком Совы». Смотрел военную хронику, материалы времён войны из Псковской области, наткнулся на историю казни юной патриотки в городе Остров. Зацепило. И пошло и поехало.  Заявку для Первого канала написал за десять минут. Но не все истории рождаются быстро. Некоторые вынашиваешь дольше, чем  слониха своё потомство. Как происходит процесс «придумывания» - никто не знает. Уверен. Ну, кроме графоманов, конечно. Эти знают всё.


Насколько важно сохранить целостность авторского замысла? Или современный сценарий телевизионного художественного фильма это постоянно меняющееся ( под требования телеканалов, редакторов, продюсеров, режиссеров и т.д.) произведение? 

Если автор не готов к изменениям в тексте, ему не надо идти в кино - лучше писать книги. О том, как выглядит сценарий написанный автором и как он выглядит на экране и почему это не одно и тоже – можно написать несколько докторских диссертаций. То, что автор стоит в исходной точке производства и счастье и проклятье одновременно. Отстаивать свою точку зрения надо и перед режиссёром и перед продюсером. Не в позу становиться, а доказывать свою правоту. Если ты прав – тебя услышат. Но буду честен, сам я смирением не отличаюсь.


- Сериал "Крик Совы" написан в жанре исторического детектива. Плюс ко всему режиссеру Олегу Погодину удалось применить к нему стилистику классического "Нуара". Вы предполагали, что история будет визуализироваться подобным образом? 

А какая ещё в «Крике Совы» должна была быть стилистика, если у меня в каждой второй сцене шёл дождь? К счастью, Олег Погодин всё принял и преумножил. За что ему большой респект! Не забываем Володю Башту и Алима Матвейчука. В книге всё проще, там ты сам себе режиссёр, а чтобы сценарий стал хорошим сериалом засучив рукава работает большой коллектив!

- Расскажите, какие из ваших совместных с кинокомпанией Щука проектов вам кажутся наиболее удачными, а какие оставили ощущение "неслучившихся"? 

«Неслучились» «Старшая дочь» и «Мой капитан».  До сих пор уверен, если бы ко мне прислушались - судьба этих работ была бы иной. Одним словом – нагрешили мы там сильно. И с себя ответственности не снимаю – за картины надо было бороться больше.

- В фильмах по вашим сценариям снималось множество замечательных известных актеров и актрис росийского кино: Сергей Пускепалис, Дмитрий Певцов, Алексей Серебряков, Евгений Миронов, Нина Усатова, Александр Панкратов-Черный, Андрей Ильин, Анатолий Белый, Оксана Фандера, Алексей Мерзликин, Мария Миронова, Анна Снаткина, Еслизавета Боярская, Александр Робак... Список можно перечислять до бесконечности. Вопрос таков, насколько важно, чтобы актер соответствовал образу, задуманному вами. Или это прерогатива режиссера. Расскажите на примерах, как часто случались у вас такие совпадения.  

Ещё десять лет назад при написании сценария  я живо представлял себе своего героя – рост, вес, всё  - плоть до походки. Теперь стараюсь этого не делать (получается плохо, но стараюсь), чтобы не разочаровываться. Попадания, конечно, случаются. На моё счастье – не и редко! Но мне больше нравятся истории, когда ты категорически не видел актёра в какой-то роли, а теперь не представляешь, чтобы кто-то другой играл этого персонажа. Наверное, Вам нужен пример? Черкасов утверждает на роль Бурова в «Большой нефти» Сергея Плотникова. Ну, утвердил и утвердил – показал мне фото – по фото самое то! Прихожу домой и смотрю фильм с участием этого актёра на НТВ. И волосы дыбом – настолько всё плохо! В три часа ночи звоню Дмитрию с одним вопрос – ты с ума не сошёл? Долго он меня убеждал. С его выбором согласился я только когда увидел материал. Плотников был блистателен в этой роли.  Я, если честно, иногда вообще не понимаю, по какому принципу Черкасов выбирает актёров, видимо это дар, особое чутьё.


С «прерогативами» вообще смешная история. Когда-то режиссёры отобрали у авторов право ставить свои истории и выбирать актёров. Началось с театра – законодательно такой порядок оформился в кино. Сценаристы проиграли эту войну и в положении проигравших терпят верховенство режиссёров. Теперь режиссёры в той же ситуации, что и авторы сто лет назад – нынче балом правят продюсеры, режиссёрский голос в выборе актёров все чаще становится совещательным. Моё глубокое убеждение, что хорошие кино получается только в том случае, если продюсер, режиссёр и автор работают сообща. 


- Бывало ли, что вы переделывали, или скажем так, дорабатывали роль для конкретного актера или актрисы. В каком случае это необходимо делать.

Конечно! Более того, делаю это с большим удовольствием. Обожаю, когда актёр вгрызается в роль, разбирает её на запчасти, как это делает Оксана Фандера. Ей важно понять как героиня жила до начала истории, почему говорит так, а не иначе. Одним словом, Оксана принимает живое участием в создании мифологии своего персонажа.   


Сценарий живой организм. Он меняется ежедневно. К примеру, мой герой бы высоким и худым, а утверждают на роль маленького и толстого актёра. Диалоги надо менять, ибо худые не говорят как толстые, высокие не говорят как маленькие! Тоже самое, если у персонажа меняется возраст. Человек не может в 20 лет говорить как… 25! Всё надо переделывать.  И это тоже работа сценариста. Моё глубокое убеждение, что сценарист всегда должен быть на площадке по правую руку от режиссёра.

- Насколько важен для вашей работы режиссер? Возможно ли, чтобы талантливый режиссер и автор сценария не поняли друг друга? Принимаете ли вы авторитарных "властных" режиссеров. Или наоборот, мягкий и гибкий режиссер не заслуживает доверия. 


К сожалению, конфликты между режиссёром и драматургом явление обыденное. Когда ругают во время работы – это нормально, это творческий процесс, хуже, когда подобные проблемы уже на входе, когда режиссёр и автор на входе не видят дальше носа из-за собственных амбиций. 


- Есть ли режиссеры, которых вы всегда хотели бы видеть постановщиками своих историй?

К сожалению, на данный момент я пишу больше, чем хочет снимать Дмитрий Черкасов. К тому же, я не могу уговорить его на ретро-детектив. Но работаю над этим! Вот такой расклад не в мою пользу! А теперь для протокола - работать с одним режиссёром неправильно, как и снимать по сценариям одного человека. Право выбора - что писать и что снимать очень важно для творческого человека.   

- Адаптация западных сериалов. Тема актуальная для нашего кино-телепроизводства. Как вы к этому относитесь? Интересна ли вам подобная работа, готовы ли вы к ней? Можете ли назвать ваши любимые западные сериалы?
 
Начну я последнего вопроса. Я смотрю очень много западных сериалов – от корейских до англоязычных, а это подразумевает кроме американских и английских сериалы из Австралии, Новой Зеландии и так далее. Мне интересно изучать опыт наших коллег, тем более, что сейчас одинаково хорошо снимают и в Испании и в Колумбии. Да, что говорить - вся Скандинавия шагает семимильными шагами в телепроизводстве.  


Именно этот факт подводит нас к первому вопросу – адаптация сериалов. Дело в том, что продюсеры всех стран в наши дни усиленно работают над тем, чтобы создаваемый ими сериал был понятен зрителям всего мира. Продавая свои идеи как ресторанную франшизу, производители зарабатывают большие деньги. Тем более телеканалы к телефраншизам относятся благосклонно.


Хотел бы я занимать адаптацией сериалов – больше нет, чем да. Мне тесно в уже придуманных сюжетах. Адаптации книг мне более интересна, есть место для творческого манёвра. Придумать же идею для экранизации в других странах – заманчиво.   


- Кого бы вы могли выделить из современных сценаристов? Чьи работы, на ваш взгляд, всегда заслуживают особого внимания.

Олега Антонова, Зою Кудрю… Если честно не очень люблю такие вопросы, я всё время думаю о том, не забыл ли о ком-то сказать… К тому же во многих проектах по несколько авторов сразу и всех не упомнить. Поэтому для себя считаю правильным оценивать проекты. Понравился первый «Мажор», ситком «Ольга» прекрасен, из мелодрам «Измены» и «Тест на беременность». И это как вы понимаете не финальный список.


Понимаете, я смотрю очень много телепродукта – всех жанров и направлений. Так как сам работаю в кино, то понимаю все нюансы и проблемы при производстве, и в моей оценке того или иного сериалы иногда больше чем анализ «сюжета» и «картинки». К примеру – «Ленинград 46» и «Анна-детектив». Можно ли их назвать шедеврами? Нет, но как проекты в данном формате – они более чем прекрасны! Малыми формами решены большие задачи при небольших бюджетах.


С особым пристрастием смотрю ретро-детективы. Надо признать, что ими нынче немного перекормили, при очевидной потере качества. Почему-то многие подумали, что если события фильма развиваются в 47-ом, то это стопроцентная индульгенция у зрителя.  Это не так. Вторая ошибка – делать ретро-детективы в американском формате. Это провал изначально. Чем больше киноизложение сериала напоминает советское кино, тем больше шансов прозвучать. Вспомните «Ликвидацию», «Апостола» или «Охотников за бриллиантами»! Все эти сериалы выросли из «Противостояния», «Визита к Минотавру» и так далее…
 А вообще хвалить коллег всегда приятно! Жаль, что поводов всё меньше… Недавно с внуками смотрел «Последний богатырь». Хорошая работа, качественная, не без нюансов, конечно, ну а какая работа в наши времена снимается в идеальном качестве?


- Расскажите немного о том, над чем работаете сейчас?

Только, что закончил большую работу под название «ГДР» для «РВС». Это шпионская история на фоне крушения берлинской стены. Вместе с этой же компанией делаю ретро-детектив «Неприкаянный» в соавторстве с Александрой Иванчиковой.


В прошлом году написал повесть «Брат Иоанн», а этим летом вместе с Черкасовым сделали сценарий для полного метра. Для этого проекта мы взяли первые главы книги, поэтому не исключаю, что у фильма будет другое название. Жду экранизации с большим нетерпением!  

- Пожелание коллективу кинокомпании "Щука"

Достойно пережить нынешние непростые дни.

2017

ВЯЧЕСЛАВ РОГОЖКИН.  ИНТЕРВЬЮ.

"РОЖДЕНИЕ СЦЕНАРИЯ"